Ксилография: описание и отличительные черты

Теги: антикварная мебель дизайн интерьера коллекционеры уход за антиквариатом стили интерьера предметы декора предмет интерьера техники декора

Ксилография – это искусство гравировки по дереву, название которому дали греки, слово состоит из двух частей: ξύλον – дерево и γράφω – пишу, рисую, черчу. Древняя разновидность графики стала прародительницей современной техники высокой печати. Первая гравюра, созданная с помощью данного вида гравировки, относится к 868 году нашей эры, страна происхождения Китай.

Описание техники

Техника гравирования состоит из нескольких этапов: подготовка материала, выбор эскиза, нанесение эскиза на доску, гравировка, нанесение краски, оттиск. Перед нанесением изображения доску полируют, она должна быть абсолютно гладкой. Для полировки применяют наждачную бумагу разной зернистости. 

Если у вас есть художественный талант, то набросок или эскиз на бумаге можно нарисовать самостоятельно. Для этого понадобятся карандаши, кисти, тушь, бумага, краски. Можно использовать готовый чужой рисунок, фотографии. Эскиз выполняется в натуральную величину. Особенностью обрезной ксилографии является контраст белого и черного штриха, отсутствие тени и переходов цвета. 

Перевод рисунка на доску имеет один важный нюанс. Чтобы финишное изображение было таким же, как на рисунке наносить его на доску надо в зеркальном отображении. Кальку либо натирают графитом, либо накладывают на копировальную бумагу и сильно нажимая на контур изображения переводят его на поверхность доски. Затем рисунок прорисовывают тушью или маркером. 

После этого доску с изображением с помощью мягкой ткани грунтуют типографской краской. При вырезании рисунка его проще будет контролировать. Резцом или штихелем вырезают каждый штрих рисунка. При этом, черные штрихи обрезаются с двух сторон, в результате получается рельефный черный штрих и объемный рисунок. Белые штрихи вырезаются таким образом, чтобы можно было убрать образовавшуюся стружку. 

Высокие черные штрихи и глубокие белые промежутки гарантируют, что оттиск получится четким и без смазанных границ. Контраст белого и черного, преобладание черных штрихов говорит о том, что перед вами обрезная гравюра. Цвет гравюры не является главным, поскольку изображение получается плоским, но он усиливает художественный образ. 

Если гравюра на дереве предполагается цветная, то есть с несколькими цветами, то каждый цвет вырезается на другой доске. Для печати понадобится бумага – ватман, рисовая, можно газетную. Необходимое количество краски выкладывается на стекло и валиком раскатывается. Нужное состояние раскатанной краски определяется опытным путем. Лишнюю краску со стекла убирают. Затем краску наносят на доску с рисунком плавными движениями. Лист бумаги накладывается на доску с краской и равномерно прижимается. После окончания работы доску нужно промыть растворителем (бензином).

piqsels.com-id-sjphf

Материалы ксилографии

Не каждое дерево подходит для вырезания на поверхности текста или рисунка. Для ксилографии берется древесина средних и твердых пород с однородной структурой, то есть мелкослоистое, оно отлично режется и позволяет выполнять мелкий штриховой рисунок. Такую древесину распиливают на доски вдоль волокон. 

Древесина с вязкой или хрупкой структурой не идет в работу. Обрезная гравюра исполняется на досках из вишни, березы, груши, яблони, самшита, ольхи, клена и осины. На поверхности древесины продольного распила удобно выполнять рисунок с тонкими деталями. Если художнику нужен фактурный эффект, то рисунок делается на досках из кедра, сосны, ели или липы. 

Смолистые древесные волокна (сосна, ель, лиственница) впитывают мало краски и поэтому оттиск в этом месте будет на несколько тонов светлее. Кроме древесины для ксилографии нужна типографская краска и валик для ее нанесения. Для выполнения рисунка нужна калька и карандаш.

Инструменты

Гравюра на дереве древнейшая техника нанесения изображения. Чтобы текст или рисунок появился на поверхности доски нужны инструменты для резьбы по дереву:

  • Штихель – стамеска полукруглой формы и разной толщины. Им прорезают штрихи различной ширины, выполняют параллельную штриховку;
  • Угловой штихель – предназначен для выполнения разнообразных штрихов, в зависимости от силы давления на поверхность доски. Им можно сделать тонкую или широкую линию, длинный плавный или точный штрих;
  • Канцелярские острые резцы для формирования тонких и сложных линий.

loon-image-original-3

Виды и особенности ксилографии

Основных видов гравюры два. В основе деления ксилографии на виды лежит способ распиловки заготовок на доски. Если древесина распилена вдоль волокон и на ней выполняется гравировка, то она называется обрезной или продольной. Торцевая гравюра выполняется на досках, распиленных поперек волокон. Расположение волокон важно для получения конечного эффекта на оттиске. 

Долгое время техника гравюры развивалась только в одном направлении, была продольной. В 1770-х годах Бьюик Томас гравер английской школы разработал свой способ гравировки – на поперечном срезе твердой древесины. После тщательной шлифовки поверхности доски на ней стало можно работать штихелем в любом направлении. 

Твердая древесина дает возможность делать тонкие штрихи и получать миниатюрный рисунок, который использовался для книжных иллюстраций для изданий небольшого формата. Твердая поверхность долго не изнашивалась даже при значительном тираже изданий. Еще один подвид ксилографии – цветная ксилография. Ее родоначальником стал итальянец Уго да Карпи. Жил он в 15-16 вв. и разработал технику печати, которую назвал кьяроскуро (свет-тень). 

Для каждого цвета изготавливалась своя печатная форма, цветовая гамма намечалась заранее. Многоцветное изображение получалось путем последовательного наложения досок на оттиск. Цветные гравюры на дереве стали особенно популярными в Китае и Японии.

История ксилографии

Китай

О возникновении ксилографии исследователи спорят до сих пор, называя самую раннюю дату – 165 год нашей эры. В течение нескольких столетий китайские мастера шлифовали свое искусство гравировки, но ни одно такое раннее изображение не дошло до наших дней. Однако, найденная в Дуньхуане гравюра «Алмазная сутра» (текст священной буддийской книги), выполненная на высоком техническом уровне, позволяет предполагать, что это далеко не первое изображение, изготовленное в такой технике. Датой первого изображения называют промежуток между 706 и 751 годом.  

Принято считать, что древнейшая техника гравировки возникла в Китае во 2 веке нашей эры – 868 г. Связывают зарождение с изготовлением бумаги и с потребностью распространения бумажных религиозных книг, украшением их священными изображениями. Материалом для гравировки служил камень, слоновая кость и древесина. Позже (в 14-17 вв.) ксилографию стали использовать для оформления исторических произведений, пьес, книг по искусству и копирования картин (создание репродукций). 

Гравюра на дереве, как древнейшая техника стала ведущей в 5-6 вв нашей эры. Утверждать это позволяют упоминания в изготовленных в такой технике книгах. Современная китайская ксилография стала развиваться с 30-х годов 20 века.

Япония

Расцвет ксилографии в Японии, как техники гравировки относят к 17 веку. До этого периода с помощью ксилографии печатались только религиозные тексты, а с 1660-х годов иллюстрировались книги светского содержания. 18 век для японской ксилографии стал золотым веком. Окумура Масанобу – художник, на правах издателя ввел многоцветную печать. В такой технике создавались женские портреты, пейзажи, юмористические картинки, портреты самураев, печатались календари. Собирались альбомы из цветных гравюр. Особенно процветало направление Укиё-э. Гравюры в этом стиле самый популярный вид городского искусства, зародившегося в 16 веке, как иллюстрации к рассказам. Позже гравюры в стиле Укиё-э стали самостоятельным видом искусства.

piqsels.com-id-jngec

Европа

Старейшим представителем печатной графики в Западной Европе считается кусок деревянной доски с вырезанном на ней с обеих сторон изображением библейским сцен. Его появление относят к 1370-1380 гг. Позже фрагмент получил название блок Протата по имени человека, купившего этот кусок орехового дерева. Предположительно, данная гравюра предназначалась для создания оттисков на ткани. Не смотря на то, что доска была обнаружена во французской деревне, после многолетнего исследования пришли к выводу, что своим происхождением фрагмент обязан Германии. 

Первоначально печатная форма, изготовленная в технике продольной гравюры передавала только религиозное содержание и изображение (Библия нищих). Если в 13-14 вв ксилография была популярна в Баварии, Эльзасе, то в 15 - 16 веках ксилография стала распространяться по всей Западной Европе. С помощью этой техники печатали азбуку, календари, сатирические листки, карикатуры, книжные иллюстрации. В 18 веке после изобретения торцевой ксилографии, ее стали использовать для создания иллюстраций, игральных карт, книжного декора.

На Руси

На Руси самыми ранними представителями ксилографии стали гравюры 16 века. Благодаря дешевизне и простоте гравирования по дереву в 17 веке стали тиражироваться лубки, выполненные в черно-белом варианте. Цветом их дополняли вручную. Тематика лубков была различной – сказки, былины, философские произведения, религиозные, юридические и пропагандистские. Профессиональные художники стали заниматься ксилографией в 19-20 веках. С помощью гравировки создавались книжные иллюстрации, уникальные авторские произведения, копии живописных картин.

Известные мастера ксилографии

Самыми известными мастерами ксилографии признаны:

  • Художники Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший в 16 веке;
  • Голландец Лукас ван Лейден (15-16 вв.);
  • Прославились введением новой техники венецианский гравёр Уго да Карпи (15-16 вв.); 
  • Английский гравёр Томас Бьюик (18 в), его последователи братья Фогели и Ф. Унцельман (19 в.).;
  • Морис Ретч (18-19 вв.) немецкий гравёр;
  • Юзеф Холевиньский (19-20 вв.) – польский гравёр;
  • Ирландец Роберт Гиббинс;
  • Бельгиец Мазерель Франц;
  • Японские ксилографы Хокусай и К. Утамаро, Хасуи Кавасэ (20 в.);
  • Непререкаемым авторитетом 19-20 вв. стал немецкий гравёр и историк Кристеллер Пауль.

В России признанным авторитетом является Фаворский В.А. Известные гравёры - Шиллинговский П.А. и Остроумова-Лебедева А.П., Матэ В.В., Митрохин В.И., Кравченко А.И. Современные графики – Колчанов А.М., Сердюков В.И., Калашников А.И.