Словарь техник и способов изготовления, художественных приемов, обработки материалов. Часть 1

Для создания уникальных, красивых вещей используют различные способы обработки природных и искусственных материалов. Рассмотрим некоторые из таких методов – их названия и суть технологий.

tekhnika_zhivopisi.jpg

  • Автолитография. Разновидность литографии, при которой не мастер-литограф, а сам автор идеи наносит изображения методом плоской печати на поверхность натурального каменного основания – известняка. Рисунки создаются специальными инструментами и материалами – литографским карандашом, жирной тушью. Изобретён метод в 1798-м году.
  • Акварель. Название одной из техник изобразительного искусства, при которой изображения создаются на слегка шероховатой, плотной бумаге одноимёнными красками. Главные черты – полупрозрачные цвета с неплотным перекрытием фона, полутона, мягкие переходы.
  • Акватинта. Вариант гравирования, при котором на металлических пластинах изображения формируются кислотой, проникающей через наплавленную канифольную или асфальтовую пыль. Гравюры напоминают акварельные картины.
  • Акватинта цветная. Вид акватинты, но с созданием цветных изображений, для которых используются кислоты с пигментами.
  • Акрил. Так называются водно-дисперсионные краски с добавлением полиакрилатов, а также отдельная техника живописи, для которой данные краски применяются. Изображения получаются яркими, реалистичными, с прекрасной цветопередачей и плотными, хорошо перекрывающими фон оттенками. Картины, написанные акриловыми красками, очень долговечны и устойчивы к внешним воздействиям.
  • Алмазная грань. На основания из стекла, металлов, хрусталя с помощью особых режущих инструментов (обычно алмазных кругов разного профиля) наносятся своеобразные надсечки с углублением. Появляющийся рельефный рисунок при попадании лучей света сверкает и напоминает грань обработанного природного минерала алмаза.
  • Бронзирование. В первом варианте это нанесение на металлы защитного верхнего слоя из бронзы для придания характерного оттенка. Покрытие создаётся с помощью химического воздействия, гальванической обработки или окрашивания составами, содержащими бронзу. Второй вариант бронзирования – наделение неметаллических оснований узнаваемым бронзовым блеском. Для достижения такого эффекта используют порошки из сплавов и металлов, например, олова, латуни, бронзы, серебра, цинка, алюминия. Иногда в эти смеси добавляют спиртовой или масляный лак для дополнительной лакировки поверхности.

tekhnika_vyshivaniya.jpg

  • Воронение. Обработка, при которой изделия из стали или железа покрывают слоем окисла. Это необходимо для антикоррозионной защиты металлов, а также для устранения их бликов, отсвечивания. Толщина слоя окисла варьируется от 1 до 10 мкм. Покрытие может применяться для декорирования, имеет микропористую, мелкокристаллическую структуру.
  • Всечка. Художественная обработка древесины, кости, металлов, рогов. На поверхности путём гравирования создаются штрихи, в которые вбиваются, буквально всекаются тонкие серебряные, золотые или другие металлические проволоки. Получаются оригинальные рисунки с тончайшими, переливающимися, порой замысловатыми линиями. Всечка возникла очень давно, особенно популярной была в средневековье, но используется мастерами до сих пор.
  • Выжигание. При такой технике инструментом с раскалённым металлическим наконечником выводятся узоры на изделиях из разных пород дерева, таких как берёза, каштан, липа, клён. Получаются тёмные, выжженные рисунки на светлом фоне.
  • Выколотка. Другое название – дифовка. Обработка металла холодным способом, при которой на тонких листах специальным молотковым инструментом буквально выколачиваются узоры. В основе технологии – способность металлов просаживаться, вытягиваться, деформироваться и сгибаться при сильных ударах.
  • Вышивка. Создание орнаментов, узоров и сложных изображений нитями, которые могут дополняться бисером, бусинами. Вышивать можно мережкой, гладью, крестом, а также тамбурными, петельными и стебельчатыми швами. Создаются узоры на разных тканях: парче, шерсти, хлопке, бархате, шёлке.