Эпоха Барокко
Стиль барокко – это направление в архитектуре, искусстве и литературе, которое зародилось в Италии в 16-18 веках. Особенностью стиля можно считать особое внимание к деталям, обилие декора, вычурность и эмоциональность. Эпоха стиля в разных странах имеет свою хронологию. Считается, что источником появления барокко как стиля, стало идейное движение Католической церкви и эстетика, идеология католичества в целом.
Особенности
Эпоха барокко в 16-18 веках стала проявляться не только в искусстве, архитектуре. Это направление прослеживалось практически во всем – от одежды и мебели до различных торжеств. Стиль имеет свои черты и особенности, которые характерны именно для него. Религия и мифология – основа в оформлении. Архитектурные строения совершенно не похожи один на другой, каждое сооружение индивидуально. Барокко – стиль, который предполагает наличие множества украшений, золотых элементов в декоре.
Все оформление в стиле направлено на то, чтобы зритель был поражен великолепием. Декоративные элементы огромны и не имеют прямых линий. Вместо этого явно прослеживается изобилие округлых форм и волнообразных, кривых линий. Отчетливо увидеть это можно в архитектуре. Стилю присущи такие черты, как:
- уникальность;
- аллегория;
- театральность;
- эмоциональность.
Даже на разговорную речь стиль оказал влияние. В диалогах того времени в большей степени использовались иностранные слова, различные метафоры и эпитеты. Основная особенность стиля барокко – сильная, гармоничная основа. Ярко проявилось эпоха барокко и в музыке. За время существования стиля образовалось несколько новых музыкальных направлений.
Основные идеи эпохи
Основные идеи барокко направлены на объединение противоречий в восприятии мира. Это выражалось в противоречии чувств, разума, всего материального и духовного. Время эпохи – это освоение новых путей. Именно во времена барокко было положено начало рабовладению, войнам за земли. Люди чувствовали себя не просто первооткрывателями чего-то нового, а хозяевами мира.
Итогом таких стремлений стали не сдерживаемые желания утвердиться во всех проявлениях и иной раз они принимали гипертрофированные формы. Выражалось это, например в празднованиях. Они превращались в карнавальное шоу продолжительностью в несколько дней. Такие мероприятия были устроены целенаправленно, для показа роскоши и превосходства. Стиль эпохи барокко полностью изменил мировоззрение людей того времени.
Человек эпохи Барокко
Время этой эпохи можно назвать переломным для сознания людей. Привычные вещи кардинально изменились, а вместе с ними изменилось и отношение людей. Объединение противоречий во всем порождало вопросы. Жизнь наполнилась новыми открытиями, стремлениями. Государства устраивали баталии за земли, а человечество разделилось на рабов и придворных. Начало барокко положило конец эпохе Ренессанса, времени географических открытий. Человек 17-18 веков стремился к самоутверждению во всем. Ему важно было чувствовать свою значимость, он хотел быть не просто первооткрывателем новых земель, а хозяином целого мира.
Барокко в архитектуре
Выделяют три временных этапа проявления стиля барокко в архитектуре. Первый или ранний, появился во второй половине 15 века и продолжался примерно до 1625 года. В это время проявление стиля в архитектуре можно назвать примитивным. В полную силу Барокко вошло только после 25 года 16 века. В это время он проявлялся наиболее активно в строениях и декоре зданий. К середине 17 века происходило угасание стиля и этот период считается поздним.
Отличительной чертой барочной архитектуры считается наличие сложных форм, ярко отделанные потолки, иллюстрации и обилие красок. Здания этого стиля сложно не заметить. Архитекторы уделяли особое внимание декоративным элементам и отражению в них света. Благодаря этим приемам мастера добивались игры светотени, которая подчеркивала контрастность.
В стиле барокко строили и декорировали абсолютно разные сооружения. Однако, самыми популярными были дворцы и церкви. В раннем периоде в барочном стиле были выполнены такие типы сооружений, как: особняки, монастыри, резиденции королей и соборы. По мере становления высокого барокко планировалось строительство даже целых городов. Для этого были разработаны специальные схемы, в них входили дома, дворцы и парки, сады вокруг зданий.
Строения отличались формами, чертами фигур. Если эпоха возрождения в архитектуре проявлялась более правильными чертами квадратов, кругов, то барокко основано на сложных фигурах. Стены зданий изогнуты, что создавало иллюзию движения. Основные отличия строений в барочном стиле:
- Элементы декора выглядят как незавершенные.
- Освещение внутреннего пространства зданий выполнено таким образом, что образуется игра света и тени.
- Стены, потолок украшены яркими красками. Реалистичные изображения дополняют большими фресками.
- В стиле оформления смешано несколько архитектурных приемов. Нет границы между видами живописи и скульптуры.
- Ключевая особенность строения – двухскатная мансардная крыша. Чаще всего такой прием можно встретить во французской архитектуре.
- Пространство внутри зданий и его фасады отличаются наличием множества колонн, арок, изогнутых стен, скульптур.
- Стиль барокко в архитектуре характеризуется наличием сложных приемов в декорировании.
- Скульптуры изготавливались из мрамора или гипса, были позолоченными.
Начало эпохи положил итальянский архитектор Лоренцо Бернини. Это был человек, который обладал разносторонней личностью. Его увлечение многими видами искусств нашло свое отражение в стиле барокко. Примеры барочной архитектуры можно увидеть в Вене, Испании, Англии и других странах мира.
К наиболее ярким примерам архитектурного творчества эпохи относится церковь Карлскирхе. Испанское барокко ярко выражается в соборе Сантьяго-де-Компостела. Английская архитектура претерпела некоторые изменения. Это произошло в результате большого пожара, который случился в 1666 году и уничтожил практически все памятники архитектуры тех времен. Такое стечение обстоятельств дало свободу мастерам архитектуры и они реконструировали Лондон в барокском стиле. Среди наиболее известных зданий сохранившихся с той эпохи можно выделить собор Святого Павла.
Церковь в Венеции спроектировал архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Строение имеет две извилистые колонны, на которых отображена жизнь Карла Борромео. Свое творение архитектор посвятил именно ему. В реконструкции Лондона и развитие барочного стиля участие принимал архитектор Кристофер Рен. В развитие стиля в Ватикане немалый вклад внес Микеланджело Буонаротти
Барокко в скульптуре
Барокко отражалось не только в архитектуре, но и в скульптурах той эпохи. Они были неотъемлемой частью, составляли единое целое со строениями и создавали завершающий образ. Одним из величайших скульпторов, а по совместительству, еще и архитектором, был Лоренцо Бернини. С его легкой руки были созданы многие знаменитые скульптуры, например: «Экстаз святой Терезы» или сцена похищения Прозерпины Плутоном (богом подземного царства)
В начале эпохи почти каждая скульптура барокко была изготовлена из дерева. Особенно это касается Итальянских скульптур. Для большего правдоподобия их дополняли стеклом и хрусталем. Из этих материалов скульптурам делали глаза, а слезы изготавливались из хрусталя. Чтобы добиться максимальной реалистичности образа, на скульптуры даже надевали одежду. Одним из популярных мастеров тех времен был скульптор Педро де Мена.
Барокко в живописи
Стиль эпохи проявился совершенно во всем. Барокко в живописи характеризуется наличием контрастов, бросткость композиций и их динамичность. Одним из известных художников того времени стал Микеланджело Меризи (Караваджо). Именно этот мастер положил начало направлению барочной живописи. Картины, написанные художником, отличались реалистичностью, пышностью форм. Они воплощали религиозные сюжеты той современности. Основные особенности стиля барокко в его картинах отражались в контрасте времен.
Последователями мастера стали несколько известных художников барокко. Они старались в своих работах передать буйство чувств, натурализм изображаемых сюжетов. Итальянскую манеру письма переняли художники Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Кроме того, в конце 15 и начале 16 веков барочную манеру живописи усвоили и добились признания: Питер Пауль Рубенс, Ван Дейк, Франс Хальс, Рембрандт и Вермеер. В Испании же продолжил писать картины барокко мастер Диего Веласкес, а во Франции – Никола Пуссен.
Барокко в литературе
Переняли эпоху и писатели тех времен. Барокко в литературе нашло отражение в стихах и поэмах, драмах и романах. Отличительными чертами барочной литературы считаются:
- описания, максимально приближенные к реальности;
- аллегорические изображения;
- использование метафор и символов;
- бурлескно-сатирическое отношение;
- изображение стихов в виде рисунка;
- риторические фигуры;
- театрализм;
- градация.
Кроме того, характерной черной для барочной литературы является стремление ко всем формам разнообразия, которые нередко переходили в хаотичность.
В пьесе П.Кальдерона «Жизнь его сон» прослеживается тяга к различной символике. В эпоху свое развитие начали такие жанры в литературе, как:
- реально-бытовые и сатирические романы;
- галантно-героические романы;
- гонгоризм;
- прециозная литература;
- маринизм;
- консептизм;
- макаронизм;
- метафизическая школа.
Признание получили поэты и писатели, представители барокко разных стран. Среди них: Ж. де Скюдери, Ш. Сорель, М. де Скюдери, Фюртер, П. Скарон.
Романы написаны в античном стиле. Сюжет направлен на развитие событий в вымышленных мирах. В литературе барочного стиля распространены самые разные формы: мадригалы, рондо, сонет, кончетти. Русское барокко в литературе можно найти в произведениях Ф.Прокоповича и С.Полоцкого.
Барокко в музыке
Композиторы барокко переняли практически моментально. Для музыкальных композиций эпохи характерно развитие оперы, кантаты, оратории. Музыканты смелее сочетают солистов и хоры, различные инструменты и голоса. Все чаще происходит создание инструментальных жанров. Знаменитыми представителями, которые внедрили барокко в музыку, считаются: Бах, Пёрселл, Вивальди.
Барокко в интерьере
Стиль барокко в интерьере характеризуется как дворцовый. Он направлен на подчеркивание роскоши и хорошего вкуса владельцев дома. Оформление в барочном стиле отличается некой театральностью, вычурностью, и в то же время симметрией. Интерьер украшался монументальной живописью, картинами написанными в соответствующем стиле. Декор помещения включает в себя богатое оформление позолотой, мрамором и фресками.
Для воплощения стиля внутри помещений нужно много пространства. Это связано с наличием крупных деталей декора, присутствие контраста в цветовой композиции. Этот стиль считается одним из сложных для исполнения, но в то же время весьма узнаваемым. Особое внимание уделялось мебели. Она должна была соответствовать вычурному интерьеру, росписям на стенах. Во времена эпохи зародилось понятие «мебельный гарнитур». Все предметы интерьера для дворцового стиля изготавливались исключительно вручную.
Мебель в стиле барокко также украшена художественными мотивами. Характерными чертами предметов интерьера эпохи являются:
- художественная резьба;
- наличие завитков;
- позолота;
- роспись;
- мозаика.
Предметы интерьера изготавливались из красного дерева, а для их украшения и отделки использовался дорогой текстиль. Обычно для этого использовался бархат или шелк, что позволяло добавить предмету роскоши.
К предметам интерьера в стиле барокко могут относиться даже часы. В этом стиле оформляется все до мелочей. Каждый предмет должен подчеркивать роскошь, единство и дополнять образ. Особое внимание уделялось симметрии. Если в помещении есть стулья, то их расположение должно быть симметрично. Соответственно и декор каждого стула одинаков. Стул в интерьере устанавливается около туалетного столика. Обеденный стол изготавливался из дорогих пород дерева и имел массивную столешницу.
Вся мебель в стиле барокко в интерьере была изготовлена одной цветовой композиции. Цветовая гамма барочного интерьера сочетает в себе благородные оттенки синего, коричневого, красного, темно-зеленого и шоколадного цветов. Предпочтение отдавалось комплектам мебели. Особое внимание уделялось мягким предметам мебели. Кресло и диван были выполнены в одной композиции. Их ножки изогнутой формы и украшены фигурной резьбой. Диваны устанавливали в просторных гостиных барокко, украшали их жаккардовым материалом.
Абсолютно вся мебель эпохи отличалась изогнутостью линий. Даже шкафы не имели прямых углов. Серванты оснащались тонким стеклом с золотистым рисунком. Кровати барочного стиля невысокие, имеют массивное изголовье. Она также оформлена резьбой со множеством изогнутых линий. Туалетный столик обязательно имел зеркало. Оно, как и все картины, имело обрамление изящной, резной рамой.
Мода эпохи барокко
Вслед за изменениями архитектуры и искусства произошла смена моды. Это стало заметно в начале 17 века. На смену испанской моде пришла эпоха барокко. Одежда, как другие предметы, обладала характерными чертами барочного стиля. Подчеркивалась пышность, величественность. Достигать этого позволяли различные декоративные эффекты. Основным поставщиком тканей стала Франция. Одежду украшали орнаментами, гербами, вазами. Все узоры были крупными, а цветовая гамма насыщенной и яркой.
Все детали одежды были отделаны кружевами. Их использовали не только на платьях, но и при изготовлении перчаток, штанов и т.д. Так в одежде выражался в стиль барокко. Обувь была тоже с кружевами, мужчины носили высокие каблуки. Платья имели свободный крой рукавов. Рукава одежды дополнялись манжетами белого цвета и кружевом. Голова женщин была покрыта легким чепчиком. В моде у женщин были высокие прически с большим количеством локонов. Мужчины же носили парики. Они были пышные, торчащие вверх.
Направления барокко
Произошедшее зарождение стиля барокко в 15 веке стало началом новой эпохи того времени. В последствии каждая страна переняла основы барочного стиля. Однако, в каждой из них на него оказало влияние ряд культурных и социальных условий. Тут можно сказать, что стиль разделился по национальному признаку. Культура барокко разных стран имеет собственные отличительные характеристики.
Стиль барокко в Италии
Италия считается страной, где зародилось барокко. Первым внедрение в архитектуру города начал Ватикан. В 16 веке церковь активно начинает строить соборы и храмы. Они отличаются эмоциональным, величественным оформлением. Одной из первых была построена церковь Иль-Джезу.
Французское барокко
Франция переняла барочное направление больше в оформлении внутреннего пространства. Здания в барокко оформлялись не так часто и в большей степени сохранили в себе классицизм. Это отлично прослеживается в Версальском дворце, где барочный стиль в фасадах обозначен только скульптурами. Внутренние же пространства зданий полностью соответствуют той эпохе.
Во франции все строения соединяют в себе классицизм и барокко. Архитекторы и мастера при строительстве замков придерживались традиционных форм. Значительно сокращено количество и размеры лепнины. Строения выглядят более скромно. Яркими примерами того служат фасады замков Мэзон-Лаффит, Монморанси, Во и Шане.
Русское барокко
Особым путем пошло развитие барокко в России. Тут в основе легли русские традиции, зодчество. В российской империи богатство убранств пришлась на время правления Петра I. Пика эпоха барокко в искусстве и архитектуры достигла к середине 18 века. К этому времени Запад уже начал отказываться от показной вычурности и пышности в пользу классицизма.
Барочный стиль в России имеет свои особенности. Это выражается в архитектуре зданий. Их фасады, лепнина, декор имеют более простую и четкую структуру. Российский барокко предполагал отделку зданий гипсом и штукатуркой. Основной акцент направлен на цветовую гамму и лепнину. Основные цвета, которые использовались в отделке – красные, белые, синие, желтые.
Более близко познакомиться с особенностями русской архитектуры барокко можно в Санкт-Петербурге. После смерти Петра I для возведения зданий был приглашен итальянский архитектор Б. Растрелли. Его работами являются Екатерининский и Зимний дворцы. За время эпохи в российской империи один за другим сменялись дополнительные названия стиля. Так, перед началом петровских реформ барокко был нарышкинским и строгановским. Памятник архитектуры того времени – церковь Покрова в Филях. В последние годы эпохи барокко называлось елизаветинской. При царствовании Екатерины II произошла смена моды и на место барокко пришел классицизм.
Современное барокко
Современный стиль барокко в архитектуре зданий претерпел массу изменений. Сейчас архитекторы не используют дорогой материал для лепнины, позолоту и прочее. Это все заменили на современные материалы, которые значительно дешевле по стоимости. Внешний вид строений сохранил в себе многие элементы барокко. Примеры таких домов можно увидеть среди уже привычных для взгляда строений. Однако, внутреннее оформление дома можно максимально приблизить к той эпохе. До настоящего времени сохранилось немало мебели, картин и других предметов интерьера.
Следует отметить, что в чистом виде европейское барокко сейчас не встречается. Для современного человека этот стиль кажется излишне вычурным. При оформлении интерьера в барочном стиле уже не используется настенная живопись, большое разнообразие цвета. Лишь отдельные детали подчеркивают роскошь интерьера. Мебель в стиле барокко может быть современная, имеющая плавные изгибы, сложные орнаменты. Рисунки на стенах успешно заменяют картины барокко. Они могут быть подлинными произведениями или их копиями.
Задать вопрос по антикварной мебели