Стиль Модерн

Теги: антикварная мебель предметы интерьера дизайн интерьера коллекционеры уход за антиквариатом стили интерьера предметы декора техники декора предмет интерьера

Эпоха модерна началась в конце 19 начале 20 века. В переводе с французского модерн означает «современный». Этот стиль охватывал разные художественные направления. Распространение по всему миру модерн получил в 1890 годах. Современники той эпохи не знали точного его места зарождения и долгое время не могли определиться с названием стиля. Считается, что стиль модерн зародился в Англии, а его основоположником называют Уильяма Морриса.

Модерн

На рубеже XIX-XX веков появилось новое направление в искусстве. В разных странах были свои термины, определяющие название стиля модерн. В Англии его называли ар-нуво и считалось, что лексема была заимствована из галереи в Париже. Во время развития стиля модерн во Франции ему давались разные термины. Иногда его называли на английский манер «Современным стилем». В графическом искусстве он получил название – «Стиль лапши». По мнению Архитектора Эктора Гимара стиль нужно было именовать в его честь. Однако во Франции за стилем модерн закрепился термин «ар-нуво».

Австрийцы именовали стиль на свой манер и давали ему название в честь выставочной организации «Сецессион». Художники в Шотландии модерн называли Школа Глазго, а Испанцы – модернизмо. Каждая страна давала модерну свое название:

  • Италия – цветочный стиль и стиль Либерти;
  • Бельгия – стиль угря и стиль Общества XX;
  • Финляндия и Скандинавия – национальный романтизм;
  • США – Тиффани;
  • Германия – Югендстиль;
  • Швейцария – Еловый стиль.

В России стиль модерн в 19-20 веке имел два названия – «новый стиль» и «декадентство». Лишь в 20 годах XX века в российской искусствоведческой литературе появился термин «модерн».

Основные идеи эпохи

Основная идея стиля модерн – это отказ от традиций и переосмысление прошлого. Перелом в истории способствовал росту самосознания. В эпоху модерна произошло стремительное технологическое развитие, что стало толчком к созданию сложных деталей и быстрому распространению стиля по всему миру. За время популярности модерна произошло полное переосмысление художественных приемов и форм. В искусстве слились воедино несколько жанров.

Возникновение стиля модерн привело к отказу от привычных принципов в архитектуре. Им на смену пришли плавные, изогнутые линии, которые стали главной чертой в декоративном оформлении зданий и интерьеров эпохи модерна. Особенности стиля – это индивидуальный образ, отказ от разделения на конструктивные и декоративные элементы. В эпоху переосмысления на первый план вышли темы Древнего Египта, Востока, русского стиля и готики. Именно на основе этих тем художниками и архитекторами были созданы эмоциональные, романтические образы.

Модерн в архитектуре

Стиль модерн в архитектуре активно стал проявляться с 1890 года и до первой мировой войны. Архитекторы стали создавать здания с необычными формами. В этот период были освоены в строительстве такие материалы, как стекло, бетон, сталь. Модерн в архитектуре пришел на смену эклектике. Это произошло в период активного развития и роста городов. Строительство и дизайн зданий был направлен на освобождение от пестроты и излишеств, поиск единого принципа, который придавал целостность композиции.

Art_Nouveau_Riga_17

Мастера стиля модерн в архитектуре строений обращались к национальным источникам. Так, в каждой стране архитектура имела свой смысл: в Швеции и Финляндии – национально-романтический. В России архитектура северного модерна имела смысл преконструктивистский, национально-романтический смысл развития архитектуры той эпохи выражалось в неорусском стиле.

В США модерн проник благодаря творчеству Луиса Салливана. Вследствие чего была основана Чикагская архитектурная школа и были созданы небоскребы. Особенностью строения этих сооружений была кирпичная декоративная кладка. Архитектура модерна в странах Западной Европы имела классическое выражение. Здания в стиле модерн были декорированы растительными мотивами. Это отчетливо видно в работах Виктора Орта. В своих строениях он активно использовал стекло и металл.

Art_Nouveau_Riga_46

Бельгийский модерн во Франции получил распространение благодаря ученику В. Орта Эктору Гимар. Он создавал павильоны у входа в парижское метро. В эпоху модерна архитекторы проектировали здания вплоть до мельчайших деталей. В качестве основного мотива мог служить любой элемент, который доминировал и повторялся в формах композиции. Такой деталью могла быть обычная вентиляционная решетка, выполненная в виде пасти животного или имеющая растительный мотив.

Оригинальность стиля в Испании, Барселоне и Каталонии сложилась благодаря архитектору Антонио Гауди. В своем творчестве он использует изразцы и кованые элементы. Примером его работы служит Каса-Батльо и Каса-Мила. Особенности стиля модерн в немецкой версии – это сдержанность, использование большого количества стекла, бетона и декора флорального типа. Примерами таких сооружений можно назвать Стеклянный павильон и Памятник битве народа.

В Австрии лидером архитектуры модерна стал Отто Вагнер. Пример его работы – Церковь Ам-Штайнхоф. Модерн в архитектуре после мировой войны плавно перерос в функционализм. По некоторым версиям после войны модерн сменился стилем ар-деко, и стал проявлением поздней разновидности модерна. К известным архитекторам стиля модерн относятся:

  • голландский архитектор Хендрик Берлаге;
  • австрийский мастер Йозеф Мария Ольбрих;
  • русские архитекторы стиля модерн: Кекушев Лев Николаевичи и Шехтель Федор Осипович;
  • испанский архитектор Антонио Гауди;
  • мастер архитектуры Великобритании Чарльз Ренни Макинтош;
  • Петер Беренс из Германии;
  • французские мастера Эктор Гимар и Анри Соваж;
  • Йозеф Фанта из Чехии;
  • бельгийские архитекторы Анри Ван де Вельде и Поль Ханкар.

К архитектурным памятникам той эпохи относятся строения в Брюсселе (отель «Old England», особняк Тассель. В Санкт-Петербурге в стиле модерн было возведено здание торгового товарищества в 1903 году, называется оно «Братья Елисеевы». Это строение спроектировал Г. В. Барановский.

Модерн в скульптуре

Начало стиля модерн в скульптуре проявилось под влиянием символизма. Основные черты скульптур той эпохи – это природные линии, текучесть форм и внутренняя энергия. Ведущими скульпторами из Франции были Аристид Майоль и Огюст Роден. В работах А. Майоля прослеживается монументальность, стремление к совмещению объема скульптур с пространством. Одна из самых известных работ этого мастера – скульптура «Мыслитель». Другие работы отличаются более мягкой и текучей пластикой. Среди них: «Вечная весна», «Первый поцелуй», «Поэт и муза».

Aristide_Maillol_-_The_Night

К блестящим мастерам создания скульптур в стиле модерн относится и Наум Аронсон. Это единственный скульптор, который создал скульптурный портрет. Его работа хранится в музее Израиля. Другие работы украшают галереи и музеи всего мира. Художественный стиль модерн в итальянской скульптуре перенял мастер Адольфо Вильдт. Его работы развивались начиная от символизма и заканчивая экспрессионизмом. Скульптуры прошли через венский и берлинский сецессион.

Naoum_Aronson_-_Beethoven_-_Mar_1923_Shadowland

Модерн в живописи

Особенности стиля модерн в том, что он охватил все сферы – от архитектуры до живописи. Он был создан на основе природы, для единения всего окружающего, гармонии. В живописи эпохи модерна четко прослеживается переход от композиции к символизму. Стиль модерн в живописи отличался орнаментальностью контуров, стилизацией форм и декоративностью цветовых оттенков.

Именно благодаря такой особенности картины рассматривались в качестве декоративных пано. Заказчиков привлекали модные сюжеты, экзотичность, исторические стилизации. Примером парадоксального сочетания ковровых фонов и фигур первого плана можно считать картины Фернана Кнопфа и Густава Климта. Михаил Врубель использовал в своих творениях сказочные сюжеты, а Леон Бакст и Эдвард Мунк цветовые плоскости.

Визитной карточкой эпохи считается картина «Красный цикламен» художника Германа Обриста. Это гобелен с шелковым узором, на котором не изображено ни одной прямой линии. Картины в стиле модерн писал Густав Климт. Одной из самых известных из его произведений является «Поцелуй».

The_Kiss_-_Gustav_Klimt_-_Google_Cultural_Institute

Альфонс Муха обязан своей популярностью именно картинам в стиле модерн. Одна из них – это «Жисмонда», которя была афишей к спектаклю. Очень многолик был в России стиль модерн. Художники модерна в России – это Левитан изображающий пейзажи, эстеты Константин Сомов, Серебрякова, Бакст. Портреты писал Серов, а мистические изображения – Михаил Врубель.

Модерн в литературе

Черты стиля модерн проявлялись и в литературе. В тот период стремительное развитие произошло в книжной и журнальной графике. Благодаря этому публиковалось небывалое множество изданий, которые пропагандировали модерн. Графические изображения стали своего рода носителями и и влияли на развитие других художественных направлений стиля. Под этим влиянием создана книга «Городские церкви Рена».

Развитие типографской печати стало основанием для появления такой продукции как плакаты. Численность их печати достигала несколько тысяч оттисков. Книжная графика начала развиваться благодаря работам Г. Фогелера, Т. Гейне. Художник Обри Бердсли стал автором иллюстраций книг О. Уальда. О. Бердсли являлся классическим представителем проявления модерна в литературе.

Российский модерн в литературной графике получил свое развитие благодаря мастерам «Мира искусств». Большой вклад внесли – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов. В конце 19 века стал выходить журнал «Югенд» в Мюнхене. В эти годы широкое развитие получило книжное и журнальное дело, развивалась полиграфическая промышленность.

Модерн в музыке

Музыка в стиле модерн имеет свои особенности. В произведениях прослеживается тяготение к мифическим образам, красоте, утонченности. Музыкальные композиции эпохи были освобождены от всего житейского, политики и гражданского долга. В творчестве К. Д. Бельмонта выражалась удивительное сочетание вычурности и музыкальности.

Все композиции создавались по определенному мотиву: на первое место выходила личность, а народ и человечество в целом занимали фоновую позицию. Вся музыка эпохи модерн делиться на этапы. В первом происходило непосредственное ее формирование в этом направлении. Ее писали для аристократического общества в духе эстетизма. На этом этапе еще происходило смешение стилей.

В Западной Европе развитие модерна в музыкальных композициях происходило под воздействием национальных традиций славянских стран, азии и США. Яркий пример тому творчество композитора Франции К. Дебюсси. Другими представителями раннего периода модерна в музыки являются произведения Г. Малера и Р. Штрауса.

Во втором периоде характеристики стиля модерн в композициях – это полный отказ от прежних традиций. В начале XX века практически потеряли свое значение опера и симфония. Па первый план вышли инструментальные жанры, которые позволяли композиторам выражать тягу к всему необычному. Особую роль в музыке заняла Вена. Композиторы превратили венскую столицу из классицизма в разряд экспериментальной. Важную роль в этом сыграло творчество А. Шёнберга, А. Веберна и А. Берга.

В России с эпохой модерна неразрывно связано имя композитора И. Ф. Станиславского. Кроме того, самыми известными музыкантами из разных частей мира считаются:

  • Дж. Гершвин – США;
  • К. Дебюсси – Франция;
  • Я. Сибелиус – Финляндия;
  • Б. Бриттен – Англия.

Это лишь малая часть композиторов той эпохи. Среди российских композиторов особого внимания заслужили С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и вышеупомянутый И. Ф. Станиславский.

Модерн в интерьере

Стиль модерн в искусстве и других направлениях проявился в максимальном объеме. В ту эпоху не стало исключением и оформление интерьеров. Внутреннее убранство особняков обустраивалось таким образом, что полностью отсутствовал «визуальный шум». Каждая деталь продумывалась до мелочей и находилась на своем месте.

Характерные черты стиля Модерн:

  1. Мебель была исключительно деревянная, с плавными изгибами, но без излишеств.
  2. Цвет текстиля выбирали пастельных тонов.
  3. В помещениях присутствовало большое количество стеклянных изделий, например: торшеры, люстры, светильники, зеркала.
  4. На горизонтальных свободных поверхностях не принято было размещать мелкие декоративные элементы.

Вся мебель изготавливалась из натурального дерева. Чаще всего для этой цели использовалась древесина махагони, сандала и орехового дерева. Стулья украшались закругленными ножками. Диваны и кресла накрывали покрывалами, укладывали подушки с вышивкой природных мотивов (цветы, птицы, насекомые).

Особое значение получили мастера по красному дереву. Уделялось внимание даже самым мелочам в декоре мебели. Каждая деталь кровати или стола была крайне важна. Углы шкафов были декорированы узорами, плавными линиями. Одним из известнейших мастеров мебельного дела был француз Луи Мажорель. Он умел реалистично передать стиль природы украшая предметы интерьера.

В отделке внутреннего пространства помещений все имело функциональное значение.

Стиль Модерн в интерьере особенности

Стиль модерн в дизайне интерьера можно узнать по:

  • арочным, широким оконным проемам;
  • плавным линиям, которые позволяют сгладить границы предметов;
  • использование мебели и других предметов из древесины;
  • в модерне не используют пластик, иногда, даже настольные лампы были изготовлены из дерева;
  • большое количество растений – это цветы в кадках, узоры с растительным орнаментом, картины.

photo_2024-01-17_09-56-23

В начале 21 века произошло возрождение модерна как Современного стиля. На сегодняшний день он считается достаточно популярным в оформлении интерьеров. Несмотря на сложность воплощения, владельцы домов делают выбор в пользу модерна.

Модерн в интерьере основывается на единой концепции. В помещении все детали составляют одну картину. Тут нельзя просто взять и убрать лампы или журнальные столики. Ярким примером такого интерьера служит дом Ван де Вельде, построенный более 100 лет назад. В этом строении все, до мелочей, подчинено модерну: начиная от архитектурного эскиза и заканчивая уникальной обстановкой. Орнаменты и узоры растительных мотивов, меблировка и отделка стен – все «вырастает» друг из друга, является продолжением.

Musée_de_l'École_de_Nancy,_inner_view,_art_nouveau-3

Стиль модерн в интерьере характеризуют плавные линии, асимметрия. Тут нет места строгим геометрическим формам и линиям. Модерн ближе к природе, где деревья вырастают в саду хаотично. Отдавая предпочтение всему природному и естественному, оформление интерьера в стиле модерн происходит с использованием натуральных материалов. Кроме благородных пород древесины приветствуется применение тростника, лозы и ротанга. Натуральный камень (гранит, мрамор) также используется в отделке помещений. Интерьер модерна не обходится без большого количества стекла. Применим хрусталь, прозрачное и матовое стекло, а также цветные витражи на окнах.

photo_2024-01-17_09-51-04

Отделка помещений направления стиля модерн предполагает использования определенной палитры цветов и оттенков. Для него характерны спокойные, природные тона. Атмосфера дома должна дарить уют и равновесие. Основные цвета:

  • персиковый;
  • горчичный;
  • болотный и травянной;
  • оливковый;
  • розовый;
  • сиреневый;
  • сизый;
  • голубой.

Серебряные и золотые оттенки также используются при оформлении интерьеров в качестве декора для мебели. Дом в стиле модерн должен быть просторным, с большим количеством света. Используют искусственное и естественное освещение.

В качестве искусственных источников света выбирают люстры, настенные лампы, торшеры. Эти предметы украшены различными декоративными мотивами, коваными элементами, абажурами с орнаментом. Для каждого помещения предполагается разное световое оформление. На кухне идеально впишутся настенные светильники и люстра, в ванной только настенные светильники, а в прихожей – люстра без лишних изысков.

640px-Pond_Lily_Lamp,_Tiffany_Studios,_Louis_Comfort_Tiffany_designer,_c._1906-1910,_bronze_and_glass,_view_2_-_Cincinnati_Art_Museum_-_DSC04516

Мебель модерн или ар-нуво той эпохи принято делить на две линии. Первая – франко-бельгийская, имеющая более изогнутые линии. Примером такой мебели служат предметы, выполненные мастерами Эмиль Галле, Луи Мажорель. Вторая линия – немецких и английских мастеров. Она отличается строгостью форм. Декоративные элементы сведены к минимуму. Яркий пример тому – изделия Отто Панкока и Рихарда Римершмида.

photo_2024-01-17_06-43-21

Венскую мебель, получившую популярность во всем мире в 19-20 веках, первым стал изготавливать мастер Михаэль Тонет. Венские предметы интерьера отличались удивительной прочностью и практичностью. Среди экземпляров, сохранившихся до сегодняшнего дня, являются: буфет и столовая мастера Массона, кровать «рассвет и закат», настенный шкаф Л. Мажореля, кресло кобра, письменный стол и диван изготовленные для Колонии Гуэль.

photo_2024-01-17_06-44-35

Мода эпохи модерн

Стиль, который возник в конце XIX начале XX веков отличался сплетением нескольких направлений. Это нашло свое отражение в моде. Стиль модерн в одежде позволял модно выглядеть каждому, кто этого желал. Благодаря обилию магазинов, появлению швейных машин и журналов с выкройками люди могли самостоятельно выбирать и изготавливать для себя предметы одежды.

Наряды мужчин не слишком претерпели изменения. Они также состояли из брюк, рубашек, пиджаков. Костюмы были пошиты элегантно, выражали сдержанность. Крой был более свободным в сравнении с предыдущей модой. В качестве верхней одежды для мужчин предлагалось пальто, а головной убор – шляпка из фетра или котелок. В качестве основной обуви использовались сапоги, штиблеты.

Более изысканно выглядел наряд для женщин. Принято было носить корсет, который формировал стройный силуэт. Нижнее белье изготавливалось из батиста и шелка, дополнялось кружевами, лентами и вышивкой. В женском гардеробе появились наряды для разных случаев: вечерние, для дома, для путешествий, спорта и работы. Повседневный наряд дам эпохи модерна состоял из юбки, жакета и блузки.

Большое значение придавалось головным уборам. Это были самые разнообразные шляпы, которые менялись в размере по мере развития стиля. В самом начале шляпы не имели полей, но уже в 20 веке они были оснащены широкими полями, украшены кружевом, лентами и узорами. Дамы носили обувь на каблуке, а носок был заострен.

Направления модерна

Художественный, архитектурный стиль модерн быстро распространился по всему миру. В каждой стране он имел свое название и особенности, период появления и другие характерные черты.

Европейский модерн

Европейский стиль модерн, получивший во Франции название ар-нуво, был сформирован на основе трудов архитектора-теоретика Эжена Виолле-ле-Дюка. В своих произведениях, а именно в книге «Беседы об архитектуре», автор отвергал любые исторические стили. Он считал, что для каждой функции должен быть свой материал, а для каждого материала – своя форма. Это и стало ключевой особенностью модерна в европе.

Югендстиль или модерн в Германии появился на рубеже 19-20 веков. Его зарождение происходило в центральных городах:

  • Мюнхен;
  • Хаген;
  • Дармштадт;
  • Берлин;
  • Карлсруэ;
  • Лейпциг;
  • Нюрнберг.

Способствовали развитию стиля участники объединений художников-авангардистов, мастеров искусства и архитекторов. Немецкий модерн сочетал в себе геометрические формы и извилистые линии. Это отчетливо прослеживается в европейской архитектуре модерна.

Русский модерн

Новейший, современный стиль охватил не только Европу, но и Россию в целом. Особенностью стиля модерн в России является проявление отличий в зависимости от регионов. Особенно четко это видно в архитектуре. Тут отличались в зависимости от региона материалы, высота строений и этажность зданий. В итоге российский модерн стал иметь два направления: московское и петербургское.

В северном районе (Петербурге) искусство модерн в архитектуре развивалось основываясь на работы скандинавских мастеров. Наиболее известны: Э. Сааринен, Ф. Линдваль, А. Шульман. Одним из первых зданий, которое было построено в стиле модерн, была дача князя Б. В. Романова. Примером более поздних сооружений служат:

  • дом Ф.Г. Бажова;
  • доходные дома в Гатчине, Сортвале, Выборге;
  • магазин Елисеевых.

Особенностями петербургского модерна является использование природных материалов в отделке фасадов. Строения облицовывали гранитом с теснением и гладким. Здания полностью лишены мелкого орнамента.

В архитектуре модерна русский стиль прослеживается в проекте П. Сюзора. Это дом книги, ранее он назывался домом компании «Зингер». В этот период впервые при строительстве стали использовать металлический каркас. Благодаря этому была снижена нагрузка на стены, что позволило увеличить окна, сделать их в виде витрин.

Московский модерн имеет свои характерные черты. Тут больше внимания уделялось постройкам частного значения. Развивали идеологию стиля в объединении художников во главе которого стоял Савва Мамонтов. Московская архитектура узнаваема по ассиметричным планировкам, разным облицовочным материалам. Доминирующими акцентами в архитектурных строениях были эркеры. Интерьер совмещал в себе геометрические и флористические декоративные элементы.

Ярким примером архитектурного памятника московского модерна можно считать особняк С. П. Рябушинского. Это здание с разными по форме оконными проемами, которые дополнены решетками. Фасад украшен цветочным орнаментом, мозаикой и выполнен в светло-желтом оттенке. Архитектор Ф. Шехтель продумал и интерьер – внутри здания отделка напоминает морскую волну. Этому же архитектору принадлежит еще несколько проектов – особняк З. Г. Морозовой и здание Ярославского вокзала.

Современный модерн

Возрождение стиля модерн в архитектуре России и других стран произошло уже в XXI веке. Сейчас строятся дома в этом стиле, оформляется внутренняя отделка и меблировка. Сложный, на первый взгляд, стиль может быть воплощен как в небольших, так и в просторных помещениях. Дома в стиле модерн строят с использованием различного материала, нередко использование современных технологий. Основными же материалами для строительства считаются: кирпич, бетон, дерево, камень.

К признакам проявления современного модерна, как и прежде, относится асимметрия. Здания оснащают карнизами причудливых форм, оформляют перилами. Крыши украшают различными башенками, шпилями. В качестве основной цветовой палитры придерживаются натуральных оттенков. Внутреннее пространство домов должно соответствовать основным идеям модерна. Все должно быть оформлено рационально.

Фасады домов могут быть оснащены балкончиками, террасами. Уместно организовать в доме, выполненном в современном стиле модерна, чердачное помещение. Здания оснащают металлическими деталями, это могут быть решетки на окнах, перила. В качестве облицовочного материала используется натуральный или искусственный камень. Это может быть кирпич или материал, имитирующий «дикий» камень.

Выбор материала для строительства современных домов происходит согласно проекту. Тут уместно использовать железобетон, стекло, кирпич, металл, керамику. Декор для фасадов изготавливают из полиуретана. При помощи этого материала можно получить копии декоративного оформления исторических архитектурных строений. Для интерьера помещений можно приобрести старинные предметы мебели или купить их копии.

Основным секретом интерьера, оформленного в стиле модерн, является создание оптических иллюзий. Это могут быть вытянутые, непропорциональные банкетки, стулья с длинными ножками и массивным сидением. Вся мебель, которая используется для создания стиля, это произведение искусства. В ней присутствуют резные детали, изящные формы, волнистые линии. Современный модерн сохранил практически все тонкости в оформлении. Комнаты создают ощущение свободы, простора, воздушности. Каждый предмет находится на своем месте и является неотъемлемой частью интерьера.