Перегородчатая эмаль Клуазоне: особенности техники
Перегородчатая эмаль Клуазоне представляет собой сложную эмальерную технику, при которой рисунок из металлических перегородок на предмете заливается стекловидной массой. В Грузии технику называют «минанакри», в Китае именуют «дзинтай лань». Как прием оформления женских украшений, кубков, ваз ее использовали еще со времен Средневековья.
Что представляет собой техника?
Приемом пользуются ювелиры, желающие украсить свои произведения необычным способом. Техника минанакри лучше других передает яркий национальный колорит и становится визитной карточкой мастеров той или иной страны. Например, в Индии вместе с пестрым эмалевым узором изделия принято оформлять драгоценными камнями. Одновременно могут использоваться и другие техники: чеканка, ажурная просечка металла.
Технология требует филигранности, аккуратного обращения с материалами. При помощи металлической проволоки на изделии выкладывают ажурный рисунок. Впоследствии проволока сыграет роль перегородок. Получившиеся отсеки заливают жидкой эмалью, просушивают, обжигают в печи. После обжига эмаль превращается в стекловидное вещество. Впаянные цветные кусочки представляют собой единое целое с металлическими перегородками. То есть цветное изображение получается из эмали, а контурами служат блестящие металлические линии.
Разновидности эмали Клуазоне
Самый известный вид перегородчатой эмали – витражная. Но витражи начали делать в России только в 19 столетии, а для ювелирных изделий и посуды эмальерную технику к тому времени использовали уже несколько веков.
Эмали классифицируют по ряду признаков:
- по оптическим свойствам – прозрачная и непрозрачная;
- по соотношению ингредиентов – рецептуру для разных случаев подбирают экспериментальным путем;
- по цвету – синяя, красная, желтая, черная, зеленая.
Оттенок используемого покрытия зависит от количества добавленного красителя. На один цвет приходится десятки оттенков.
Где применяют перегородчатую эмаль?
Такую технику мастера применяют при изготовлении ювелирных, декоративных и сувенирных изделий. Примеры использования:
- оклады для икон;
- витражи;
- дверцы шкафов, столешницы и другие поверхности мебели;
- браслеты, броши, серьги;
- вазы, чаши, заварочные чайники;
- шкатулки, предметы обихода.
Даже небольшие изделия, выполненные в этой технике, требуют кропотливой и длительной работы, сноровки и точности, знания химии и физики, умения обращаться с инструментами. В качестве основы часто используют золото. Перегородки выкладывают серебряной проволокой. Каждое изделие получается уникальным, что объясняет высокую стоимость.
Состав и производство эмали
При воздействии высоких температур и последующем охлаждении эмаль превращается в стекловидное тело, поэтому обладает свойствами стекла. Ее характеризует хрупкость, прозрачность, огнеупорность.
Для обжига берут минеральные компоненты и соединяют их с плавнями – веществами, способствующими получению легкоплавких соединений. Добавленные закрепители улучшают структуру покрытия и повышают прозрачность. Красители придают цвет. Смешивание происходит при температуре 1200°. Жидкую эмаль заливают в выложенные на поверхности изделий рисунком и зафиксированные на клей проволочные перегородки. Чуть подсушенные заготовки отправляют в муфельную печь. Держат при температуре 800° всего минуту. Затем вынимают, дают остыть в естественных условиях.
Задать вопрос по антикварной мебели